Вид на базу с причала
лодки
сомики
5800 и 8700
судачок для мамы егеря :)
В середине сентября меня бешено потянуло в дельту. Может, сказалась неважная погода, а может – последние 2-3 «домашних» рыбалки, сопровождавшихся жестоким ацсосом. По сложившейся 5-летней традиции я раз в году, как правило, в середине осени, езжу на Волгу в-одиночку. Хочется побыть одному, вдоволь половить рыбы, поразмышлять над смыслом жизни и не только. Опять же, в одно рыло не очень-то побухаешь. Однако, середина осени – это как раз то самое время, когда все более-менее популярные базы забиты народом под завязку. На двоих номер найти ещё можно (и не факт, что это будет тот номер, который вам хочется получить), но вот на одного – задача архисложная. Конечно, всё упрощается, если вы располагаете суммой из расчёта 10-15 тысяч рублей на каждый день отдыха. Таких предложений – хоть отбавляй. Я не располагал. А если бы даже и располагал – жаба задушила бы такие бабки платить за рыбалку. После трёхдневных поисков в Интернете были найдены несколько вариантов с ценником 5,5-6 тыр/день. Подленькие мысли типа «поезжай вместо шести дней на четыре» уже в полный рост лезли мне в голову. И тут случайно натыкаюсь на предложение за 4 штукаря. Естественно, олл инклюзед. Проживание в номере с удобствами (душ, туалет, сплит, Триколор ТВ), автостоянка, трёхразовое питание, «Казанка 5М4» под 60-й Ямахой с егерем и 20л бензина в день. С меня – согласие на подселение. Я согласен. Что-то за пять лет ко мне ещё ни разу никого не подселяли. Забегая вперёд, скажу, что и в этот раз не подселили. Решено, еду! Тем более, что отчёт об отдыхе на этой базе в Интернете я нашёл. Хоть и один, но вроде неплохой.
После 50%-ной предоплаты время потянулось сверхмедленно. Последняя неделя показалась как минимум месяцем. Но вот наконец наступило 29 сентября и в 3 утра я стартую в дельту! Дорога до Зеленги (760 км) заняла у меня восемь с половиной часов. Из Володарского – созвон с управляющим. Встречайте через полчаса на пристани. Подъезжаю к месту встречи – егерь уже наготове. Перегружаем вещи в бударку, Шниву – на стоянку и – в путь по Белинскому банку. Путь оказался недолгим, через 10 минут мы уже причалили к пристани базы «Маки».
С воды база выглядит как пара деревянных трёхэтажных теремов. Что сказать, красиво. Вещи – в номер (на втором этаже), отказ от обеда, скорее на рыбалку! Сходу я был приятно удивлён заменой обещанной «Казанки» на пластиковый «Нептун-500» под 70-м Сузуки. Правда, чтобы быть честным до конца, замечу, что перед «Нептуном» мне была ненавязчиво предложена бударка, от которой я вежливо отказался, мотивируя свой отказ тем, что бударки всё-таки прилагаются (исходя из прайса базы) к номерам класса «эконом», а у меня как-никак «полулюкс». И, хотя «Нептун-500» прилагался чисто к «люксам», я его получил. Почему – не знаю, это осталось для меня загадкой. Свободные «Казанки» вроде были. Новенький, быстроходный (63 км/ч) и просторный катер пришёлся мне по душе.
Быстрое знакомство с егерем Ярбулатом, обещание магарыча за хорошую рыбалку, пара банок пивка за приплызд – и вот мы уже летим по Белинскому банку на первую уловистую точку. До точки 16 км. Менее 15 минут – и мы там. Стена камыша, небольшая заманушка типа заливчика, торчат какие-то трубы из воды, нависают ветви деревьев. Классическая жереховая точка. Ну что, я бы и сам не пропустил это место. Кастмастер 14г за несколько забросов не принёс ни одной поклёвки. Белый Блю Фокс №5 тоже. Сильвер Крик 9г также молчал. А вот 12-граммовый его собрат выстрелил по-полной. Первый жерех был на 1,7 кг. Отпускаю. Второй чуть крупнее. Туда же его. Третий потянул 2,85. На кукан. Потом их было много. Разных. Но меньше полутора кил не было ни одного. В итоге, накидавшись так, что рука устала, отчаливаем на ужин. На кукане 4 жереха: пара по 2,5 кило, один на 2,85 и один на 3,57. Отпустил штук 15 незачётных (до 2,5).
Наутро я проспал. Оказывается, если перевести «Нокию N95 8G» в автономный режим (чтобы работало всё: навигатор, фотоаппарат, видеокамера, кроме непосредственно телефона), то будильник утром не включается. В итоге старт на рыбалку в полдевятого утра. Ярбулат говорит, что местные неплохо ловят судака в отвес. Но я то знаю, что джиг всегда даёт фору «тюкалке». Становимся на точку и через пару забросов – судачок грамм на 800. В воду его. Потом ещё один помельче. Туда же. Ярбулат говорит, что местные берут любого судака потому что его принимают по 60 рублей за кило. Видим у аборигенов куканы с мелким судаком. Крупнее кило – ни одного. Говорят, что крупного здесь просто нет. Ну, истреблением мальков я заниматься не намерен. От нечего делать зарядил фидер. Пошла густёрка грамм по 150-200. Низачот. По джигу – болты. Вот бы сюда лягура… А чем пучок червя хуже лягура? И хоть червей у меня не очень много, лягушек-то нет вообще. И перспективы по добыче царевн в это время года здесь выглядят весьма печальными. Меняю поводок на фидере на сомовый, пучок червя на крючок – и понеслась! Сомики клюют очень весело, за полчаса выдёргиваю четверых. Размер оставляет желать лучшего. 1,5-2,5 кг. Естественно, отпускаю. Джигиты с соседней лодки косятся на меня не по-доброму. У них – полный ноль. После ещё пары сомят они переступили через свою гордость и спросили, на что это я так колбашу сомиков? Мне не жалко, я сказал. Ребята тут же снялись с якоря и уехали. Видно, не было у них червей. Перемещаемся чуть правее. Теперь сомята ловятся покрупнее, до 3,5 кг. Тоже мелочь, конечно, но грешен, пару штук запарковал на кукан. После обеда добиваем червей. Много мелочи, но одного, условно зачётного, на 4500, взял.
На следующее утро специально берём под чайкой килошного жерешка и Ярбулат делает из него резку. Оказалось, что на резку сомята ловятся хуже, но крупнее. Беру двух зачётных, 5800 и 8700. Пробовал квочить – видел пару подходов, но потяжки не было. Это мой первый опыт в квоке, возможно, я что-то делал не так. Да и место для квока не совсем подходящее, локальная яма метров 100 в поперечнике с достаточно сильным течением. После обеда едем за окунем. Нашли активного, брал на всё. Рулил твичинг. Вначале шёл по 300-400 г на Owner Cultiva Rip’N’Minnow, потом сподобило меня поставить Salmo Slider 18г и он принёс мне несколько штук до 800г. Окуня ловить быстро надоело, поехали на жереховую точку и опять оторвались по жереху. Трофеев не было, поэтому отпустил всех.
В четверг решил упереться по крупному сому. Резку покрупнее, крючок побольше, заброс в самую яму, 19м глубины. Но клёв сома ослабел. Несколько сомиков до 4кг я всё-таки поймал, егерь уболтал меня оставить пару штук для его семьи. Поклёвки были редкими и я взялся за джиг, который до сих пор результата по сому мне не принёс. Несколько холостых забросов, идентификация глухой коряги ценой одного красноголового Предатора. Проводка вдоль коряги и вот она – долгожданная поклёвка! Ух ты, как потянул! Чувствуется огромная тяжесть. На том конце шнура ворочается что-то исполинское. И тут сом залёг. Он не завёл в корягу, просто лёг на дно и всё. На пределе разрывной нагрузки шнура мне удалось несколько раз сдвинуть его на 15-20 см. Стучал по спиннингу минут 5 и добился того, чтобы он пошёл вниз по течке. Но далеко он не отошёл, метров на 10-15 и залёг опять. Ещё 15 минут стуков по палке и лодке результата не дали. Я чувствовал, что это не завод в корягу. Звоню Вовсу, спрашиваю – что делать? Вовс советует сняться с якоря и походить на моторе над местом лёжки сома. Только егерь начал выбирать якорный фал, как сом зашевелился (шнур я держал в постоянном натяжении) и – обрыв. Трясущимися руками выматываю плетёнку и наблюдаю размочаленный край. Вот я дятел – подумал я. Поводок-то забыл поставить! Stren Super Braid 10lb – однозначно хорошая плетня, но она не способна противостоять слишком долго сомовьим «щёткам», особенно, если сом – явно трофейный. Ручная трясучка улеглась где-то через полчаса. Отзвонился Вовсу и поделился своим горем. Больше рыбалить в этот день мне не хотелось. По моей субъективной оценке в упущенном соме было никак не меньше 50 кг.
Следующее утро началось с проверки жереховых точек. Накануне один из посетителей базы привёз жереха на 5,5 кг. Но у меня не срослось, трофеев не было. После обеда – на сомовью яму. Три незачётных головастика были пойманы (и отпущены) на лягушку, которую в количестве трёх экземпляров Ярбулату всё-таки удалось раздобыть возле базы. По инерции джигую возле обнаруженной коряги и – не поверите – опять берёт крупняк! Фрикцион дымится, сом уходит метров на 50 вниз по течению, кричу егерю, чтобы выматывал фидер и снимался с якоря. Но тут – сход. Выматываю приманку, сопли на поводке, Предатор вполне живой. Вероятно, я сома засёк за самый край губы и губа просто прорвалась. По ощущениям этот был поменьше вчерашнего, но всё равно крупнее максимального, пойманного мной, на 25 кг. От досады я за малым не сломал Эвид об колено. День заканчиваем ловлей жереха в самой первой точке. Попадаем на «пулемётный» клёв. Отпускаем всё. Удаётся снять видеоролик на 7 минут. Правда, жерех незачётный, всего 2100. Перед включением камеры поклёвки были на каждом забросе, через заброс я вынимал жереха от 2000 до 2700. Включили камеру – и забросов 5 вообще ни одного рывка. Потом – сход. И только забросе на десятом мне удалось вывести к лодке этого жерешка. Как назло, следующий после выключения камеры, был на 3200.
В субботу с утра вопреки сложившейся традиции решаю на рыбалку не выезжать, а не спеша сложить вещи и двигать домой. Ярбулат простудился и всю ночь мучился с температурой. Мне просто стало жалко его. И, хотя я мог бы взять другого егеря, рыбалить мне уже не хотелось. Наловился я за эти 5 дней на год вперёд. Ну или хотя бы на месяц.
Немного о самой базе: база «Маки» начала работать весной этого года. На отделку денег не пожалели, всё современное, чистое и удобное. Уборка в номере – каждый день. Кормёжка вполне съедобная и достаточно обильная. Егеря неплохо разбираются в акватории, без лишних напоминаний занимаются обработкой трофеев. Управляющий, Ахмеджан Гайдулаевич, – хороший руководитель, пользуется уважением в коллективе, внимателен к туристам, сам ведёт себя очень скромно, ездит на работу и с работы на «метле» (кто не знает – это Казанка-2) под «пятнашкой», хотя в его распоряжении несколько прекрасных катеров.
Тем не менее, несмотря на отмеченные хорошие стороны, есть и несколько замечаний: Во-первых, нереально высокие цены на спиртное в баре. Дагестанский коньяк 5*, который стоит в магазине 380 руб., на базе сватают за штуку. «Ной» ценой в нормальном магазине 750 руб. там стоит 2300. Я согласен, что на базе всё должно быть дороже, чем в супермаркете, но не в три же раза! Во-вторых, бильярд. Я понимаю, что не все любят играть в бильярд. Но не бухать же тем, кто любит, каждый вечер в баре? Бильярд – одна из немногих развлекух на базе и он должен быть качественным и доступным. На «Маках» очень хорошо отделанная бильярдная комната, а вот стол оставляет желать лучшего. Для тех, кто понимает в бильярде, 8 футов – это не стол. Борта выставлены так, что зазоры в лузах гораздо больше положенных. И стоит это «удовольствие» 300 рублей в час. Кто не разбирается – для сравнения: в любой бильярдной в Ростове цена за нормальный 10-футовый стол – 150 руб./час. Я имею возможность платить 300 рублей за час игры, но на нормальном столе! На 12-ти футовом красавце на одной из баз мы платили и по 500. Для небильярдиста, конечно же, моё «брюзжание» будет как минимум непонятным. Кроме этого, была проигнорирована моя просьба поставить в номер обогреватель (в ночь с понедельника на вторник был заморозок минус два градуса) и мне пришлось спать в термобелье. Может, просто забыли? Напоминать я не стал. Есть претензии и по питанию. Я в заявке оговаривал отдельно, каких блюд не должно быть в моём меню. Ничего фильдиперсового, просто я не люблю рыбу и борщ. Согласен вместо этого жрать доширак и магазинные пельмени. В итоге из тех 14-ти раз, что я посетил ресторан, пятижды мне были предложены блюда, которые я не ем. Было бы это один или два раза – я бы молчал. Что это – желание сэкономить на закупке мяса или просто лень поваров?
Хотелось бы посоветовать руководству базы установить в номерах хотя бы маленькие холодильники. Я-то попал на базу уже в прохладный сезон, а вот летом, похоже, люди будут сильно недовольны перспективой за каждой банкой пива спускаться со 2-го или с 3-го этажа в бар. Ещё неплохо было бы повесить небольшие светильники над кроватями. Очень удобная штука. Есть в номерах практически на всех базах. И почитать можно, не мешая напарнику, да и с пультами от телевизора и ресивера разобраться, не вставая с кровати уставшему после удачной рыбалки. Ну и напоследок: после пребывания на базе у меня осталось ощущение, что каждого туриста там считают эдаким «денежным мешком» и всеми способами стараются избавить его от этих денег. И если ты этому сопротивляешься, на тебя уже начинают смотреть как на жмота. Конечно, возможно, что это мне просто показалось… но знаете ли, я езжу на базы НВ шестой год по 3-6 раз за сезон и научился разбираться, что к чему. Кстати, это болезнь практически всех баз, на которых я бывал. Те, на которых эта неприятная тенденция отсутствует как класс, стоит назвать, поскольку их всего три: «Золотой Плав» и «Клёвый берег» на Ахтубе и «Ольга» в дельте. Это те базы, на которые хочется возвращаться снова и снова, несмотря на то, что и они далеки от идеала.

Несмотря на достаточно большой список претензий, я верю, что большинство из ошибок в процессе притирки будут исправлены руководством базы «Маки». У любого нового дела всегда присутствуют «детские болезни». Люди в основной своей массе на базе работают приятные и отзывчивые. Возможно, кто-то находится на стадии обучения.
Поеду ли я ещё раз на эту базу? Это вопрос. Вероятно, подожду хороших отзывов в Интернете. И если ситуация изменится к лучшему, то несомненно поеду. Рыбалка там просто замечательная! Очень хотелось бы, чтобы моя критика была воспринята руководством базы конструктивно, то есть не как моё желание очернить базу (этого нет и в помине), а как руководство к действиям по улучшению сервиса и соответственно, завоёвыванию постоянных клиентов.
Хочется выразить благодарность директору базы Елене Николаевне, менеджеру Екатерине, егерю Ярбулату, повару Гуле, управляющему Ахмеджану Гайдулаевичу и горничной, имя которой я не спросил. Спасибо этим людям за в-основном удавшийся отдых.